- Об Управлении
- Деятельность
- Госуслуги
- Контроль и надзор
- Информационные системы
- Объекты надзора
- Профилактика правонарушений
- Побочные продукты животноводства
- Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения Омской области
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Межведомственное взаимодействие
- Итоги деятельности
- Пресс-служба
- Для граждан и организаций
- Контакты
- Об Управлении
- Деятельность
- Госуслуги
- Контроль и надзор
- Информационные системы
- Объекты надзора
- Профилактика правонарушений
- Побочные продукты животноводства
- Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения Омской области
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Межведомственное взаимодействие
- Итоги деятельности
- Пресс-служба
- Для граждан и организаций
- Контакты
- Главная Важная/полезная информация
Отдел государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте
Аттестация предприятий с целью экспорта
В соответствии с нормами законодательства для осуществления экспорта продукции животного происхождения и кормов необходима аттестация (обследование) предприятия на соответствие нормам и требованиям страны-импортера.
Аттестация проводится специалистами Россельхознадзора и его территориальных управлений, а по ее итогам предприятие вносится в специальные Реестры в ФГИС «Цербер». Действует два основных Реестра экспортеров –Таможенного союза и Третьих стран.
На сегодняшний день порядок проведения и сроки обследований хозяйствующих субъектов, заинтересованных в аттестациинаТретьи страны,регламентируется Правилами проведения обследования объекта, связанного с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), вывозимых в государства-импортеры, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и их переработкой, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2022 № 1952.
Информация для участников ВЭД, заинтересованных в экспорте шротов, жмыхов и жома в Китай
Для предприятий по производству подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов, а также свекловичного жома, заинтересованных в поставках своей продукции в Китай, тип продукции в Реестре экспортеров ИС Цербер по стране Китай должен быть указан как растительная продукция (не на корма и кормовые добавки).
Аттестация предприятий по производству подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов, а также свекловичного жома для поставок продукции в Китай осуществляется в соответствии с Протоколами о фитосанитарных требованиях к указанной продукции, экспортируемой из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику.
Регистрация в системе Меркурий
Регистрация в ФГИС «ВетИС» включает в себя две операции: регистрация хозяйствующего субъекта и его поднадзорных объектов (мест ведения хозяйственной деятельности) и регистрация уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта, в том числе в роли «Администратора ХС». Обе операции можно выполнять как последовательно, так и параллельно.
1. Регистрация хозяйствующего субъекта и его поднадзорных объектов производится путем подачи заявления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, на территории подконтрольной которому находится регистрируемый объект, или учреждение, подведомственное указанному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, уполномоченные на внесение информации об объектах руководителем указанного органа (ветеринарное управление субъекта Российской Федерации, далее – ВУ РФ).
Для регистрации поднадзорных объектов хозяйствующего субъекта необходимо предоставить сведения об организации/ИП и сведения о местах осуществления деятельности с указанием фактического адреса месторасположения, вида объекта и вида деятельности объекта (производство, переработка, хранение, реализация и др.).
Для включения хозяйствующих субъектов в ФГИС «ВетиИС» реестр «Цербер» в Омской области заявление на бумажном носителеза подписью руководителя (заместителя руководителя) направляется в Главное управление ветеринарии Омской области, по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская 42или по электронной почте e-mail:guv_omsk@mail.ru.
Шаблоны заявлений на регистрацию:
Заявление ИП
Заявление Юридического лица
Заявление Физического лица
Для ускорения процесса регистрации сведения можно подать в электронном виде с использованием специализированного модуля регистрации поднадзорных объектов компонента Цербер и с последующим обращением в ВУ РФ для подтверждения объектов (включения в реестр).
При подаче электронной заявки через специальную форму регистрации компонента «Цербер» необходимо уведомить Главное управление ветеринарии Омской области по e-mail: guv_omsk@mail.ru с указанием ИНН хозяйствующего субъекта номера площадки в ФГИС «ВетиИС» реестре «Цербер» и номера заявки.
2. Регистрация хозяйствующего субъекта и его уполномоченного лица в роли «Администратор ХС» может быть произведена самостоятельно хозяйствующим субъектом при наличии ЭЦП или при отсутствии ЭЦП путем подачи заявления в письменном виде за подписью руководителя (заместителя руководителя) в Управление Россельхознадзора по Омской области.
Для регистрации уполномоченного лица в роли «Администратор ХС» с использованием ЭЦП необходимо заполнить форму самостоятельной регистрации в специализированном модуле регистрации уполномоченных лиц компонента Цербер.
Если вы не имеете ЭЦП, то необходимо заполнить заявление по шаблону: для ИП и для ЮЛ, подписать и направить в Управление Россельхознадзора по Омской области по электронной почте e-mail: vetnadzor.omsk@mail.ru.
После регистрации уполномоченному лицу поступят именные реквизиты доступа на адрес электронной почты, указанный в электронной форме или бумажном заявлении.
Отдел государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля
Полезная информация для пчеловодов
При осуществлении своей деятельности пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил.
Разведение, содержание и использование пчел, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства, а также размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства, разрешено на землях сельхозназначения. Улья и пчел также можно содержать в населенных пунктах и в садоводческих товариществах.
Владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности.
Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ.
Требования к условиям содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию пчел, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований пчел, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями отражены в Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства», утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23.09.2021 № 645.
Согласно этим правилам, места для содержания пчел (далее — пасеки) должны размещаться на расстоянии:
не менее 100 м от воскоперерабатывающих предприятий, предприятий по производству кондитерской и (или) химической продукции, аэродромов, военных полигонов, границ полосы отвода железных дорог, линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше, медицинских организаций, организаций культуры, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
не менее 3 м от границ соседних земельных участков, находящихся в населенных пунктах или на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территории садоводства или огородничества), с направлением летков в противоположную сторону от границ этих участков или без ограничений по расстоянию и направлению летков при условии отделения пасек от соседних земельных участков сплошным ограждением высотой не менее 2 м;
не менее 3 м от помещений, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, с направлением летков в противоположную сторону от этих помещений или без ограничений по расстоянию и направлению летков при условии отделения пасек от помещений, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, сплошным ограждением высотой не менее 2 м. Указанное требование распространяется на помещения, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, размещенные вне границ населенных пунктов или территорий садоводства или огородничества (за исключением животных, содержащихся в хозяйствах).
На пасеке должны быть установлены:
— поилки с подсоленной водой (0,05-процентный раствор поваренной соли);
— поилки с чистой водой (при отсутствии на расстоянии менее 500 м водоемов (озер, прудов, обводненных карьеров, водохранилищ), водотоков (рек, ручьев, каналов), природных выходов подземных вод (родников)).
Ульи на пасеке устанавливаются на подставках, поддонах, паллетах. Расстояния между ульями должны обеспечивать доступ к каждому улью, в случае применения средств механизации — проезд этих средств.
Для защиты ульев от неблагоприятного воздействия окружающей среды допускаются к использованию материалы, не оказывающие вредного воздействия на здоровье пчел и продукты пчеловодства.
Пересадка пчел должна осуществляться в ульи, продезинфицированные с использованием дезинфицирующих средств согласно инструкциям по их применению. Допускается объединение в одном улье пчел без признаков заразных болезней пчел
Не допускается:
— объединение в одном улье клинически здоровых пчел с пчелами, больными или имеющими признаки заразных болезней пчел;
— использование сот с расплодом и (или) кормом пчел, больных или имеющих признаки заразных болезней пчел;
— использование в интервале времени, в течение которого пчелы собирают наибольшее за сезон количество нектара (главный медосбор), для обработки пчел и (или) ульев препаратов, остаточные количества которых в меде и продуктах пчеловодства превышают значения, установленные актами, составляющими право Евразийского экономического союза (за исключением обработок пчел и (или) ульев на пасеках, предназначенных для осуществления мероприятий по карантинированию пчелиных семей (карантинные пасеки);
— отбор меда от пчел, подвергшихся во время главного медосбора обработкам препаратами, остаточные количества которых в меде и продукции пчеловодства превышают значения, установленные актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
— использование кормов, содержащих посторонние примеси, имеющие несвойственные данному корму запах и вкус, пораженных плесенью или насекомыми-вредителями.
Управление Россельхознадзора по Омской области осуществляет надзор за пасеками, руководствуясь Ветеринарными правилами содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства», утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23.09.2021 № 645, а также Ветеринарно-санитарными требованиями к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел. Они содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)».
Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационных системах Россельхознадзора «Цербер» и «Меркурий». Эти платформы производят сбор информации, которая помогает осуществлять надзор за хозяйствующими субъектами. Система «Меркурий» позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию.
Пчеловоды могут ввозить в Россию пчелосемьи также из других разрешенных для импорта стран. Для этого пчелы должны иметь ветеринарные сопроводительные документы и проходить карантин под контролем государственной ветеринарной службы по мере их прибытия в Российскую Федерацию.
Отдел карантина растений, качества и безопасности зерна и семенного надзора
Отдел государственного земельного надзора, контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов
ПАМЯТКА ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
«Регламенты применения пестицидов и агрохимикатов»
В настоящее время ведение сельского хозяйства практически невозможно представить без применения профессиональных средств защиты растений. Ежегодно для повышения урожайности и улучшения качества продукции в область завозится большое количество средств защиты растений от болезней, сорной растительности, вредителей и т.д. Однако пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, обладают токсичностью не только для вредных организмов, но и для человека, животных, они несут опасность для окружающей среды, становятся причиной массовых отравлений работников сельского хозяйства, гибели пчел, провоцируют болезни дыхательной и репродуктивной системы и даже рак. При нарушении технологии использования эти химические препараты неизбежно вызывают глубокие изменения всей экосистемы, в которую их внедрили и из-за совокупности экологических свойств, присущих всем пестицидам, действия их никогда не бывают однозначными. Поэтому их применение требует большой осторожности и определённых знаний. Для создания безопасной обстановки для человека и предотвращения экологической опасности, необходимо строго соблюдать регламенты применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Россельхознадзор подготовил ряд рекомендаций, которые позволят аграриям правильно применять такие средства защиты.
Применение пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
1. Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, результатов оценки качества земель, состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определенного на основании проведенных почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.
2. Следует помнить, что при применении пестицидов основным документом, которым обязан руководствоваться каждый сельхозтоваропроизводитель, является «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 этот каталог ведет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В этом издании, регулярно обновляющемся и публикуемом на сайте Минсельхоза России, содержатся исчерпывающие сведения о регламентах обработок. Например, один и тот же пестицид может быть разрешен к применению против вредного объекта на определенной культуре и при этом не разрешен для использования против этого же вредного объекта на другой культуре. Также всегда следует обращать внимание на сроки ожидания (временной интервал между обработкой препаратом и уборкой урожая) и кратность (количество необходимых обработок). При покупке средств защиты растений обращайте внимание на упаковку препаратов. Зачастую по упаковке можно определить, держите ли вы в руках качественный товар или контрафакт. Пестициды и агрохимикаты должны реализовываться в таре изготовителя. На этикетке должна быть информации о мерах безопасного обращения, включая сведения об обращении с остатками непригодных к дальнейшему использованию пестицидов, агрохимикатов и тары из-под них. Также указываются название препарата, область применения, нормативно-техническая документация, по которой изготавливается пестицид или агрохимикат (для пестицидов и агрохимикатов российского производства), концентрация действующего вещества, препаративная, форма, класс опасности, данные изготовителя (фасовщика), номер партии, дата изготовления, срок годности. Маркировка должна быть хорошо видимой и разборчивой. По требованию покупателя продавец обязан предоставить копию сертификата соответствия и свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Копии этих документов должны быть заверены подписью и печатью поставщика.
Оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации» запрещен.
Ввоз в Российскую Федерацию зарегистрированных пестицидов, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании лицензии, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Ввоз агрохимикатов в Российскую Федерацию осуществляется при наличии свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.
3. Пестициды должны использоваться в соответствии с рекомендациями на этикетке в полном соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. При их выборе следует оценить потенциальную опасность воздействия состава выбранного препарата и определить, какие нормы внесения указаны на этикетке, учесть наличие рядом пчелопасек.
4. Выбор сельхозпроизводителями пестицидов для сельскохозяйственных культур, расположенных вблизи пчелопасек, должен осуществляться с учетом класса опасности применяемых пестицидов для пчел и сопровождаться неукоснительным выполнением соответствующих экологических регламентов их применения.
5. В соответствии с подп. 6 п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещается применение СЗР.
При обработке сельскохозяйственных культур значительная часть СЗР не попадает на растения, а осаждается на почве. Оставшиеся на растениях СЗР в дальнейшем смываются атмосферными осадками и также попадают на почву. Применение СЗР в границах водоохранных зон, применение СЗР без учета естественного ландшафтного уклона сложившегося на данной местности, может привести к загрязнению водоема, а так же являться непосредственной угрозой причинения тяжкого вреда здоровья граждан.
Для предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами в силу ст. 16 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ;
3) способ проведения работ;
4) наименования запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
С 01.09.2024 вступает в действие новая редакция Федерального закона от 3012.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» (часть 2 статья 16) устанавливается, что доведение информации о применении пестицидов до «физических и юридических лиц, осуществляющие пчеловодство, и населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ земель и земельных участков, на которых запланировано применение пестицидов», обеспечивается не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до их применения (в настоящее время — не позднее чем за 3 дня до проведения работ по их применению).
Сведения, которые должна содержать информация о применении пестицидов:
— наименования запланированных к применению пестицидов;
— кадастровый номер, адрес либо местоположение земельного участка, где запланировано применение пестицидов;
— дата применения пестицидов;
— способ и дозировка применения пестицидов;
— рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
Вносимые изменения направлены на предотвращение негативного воздействия пестицидов на пчел и гарантируют доведение информации о применении пестицидов до физических и юридических лиц, осуществляющих пчеловодство на территории Российской Федерации.
6. По мере того как в мире возникает необходимость увеличения производства продовольствия, на территории Российской Федерации возникает серьезная трансграничная проблема, неотложной составляющей которой является оборот контрафактных товаров.
Для предотвращения случаев незаконного ввоза химических препаратов, их фальсификации создана Федеральная государственная система прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов. Система обеспечивает прослеживаемость пестицидов и агрохимикатов на всех стадиях их оборота и в будущем станет действенным инструментом в борьбе с контрафактом. Она позволяет собрать необходимую информацию о применении пестицидов и удобрений, что благоприятно отражается как на внутреннем рынке, так и на экспортных возможностях России.
На сегодняшний день, в информационную систему вносятся сведения о пестицидах и агрохимикатах, об операциях, связанных с их оборотом, кадастровые номера земельных участков, где применяют такие вещества, даты запланированных работ по их применению, название используемого пестицида и агрохимиката, дата и место его производства, сведения о действующем веществе, способе и дозировке применения, обезвреживании и утилизации таких химикатов. При этом информация об использовании пестицидов или агрохимикатов гражданами для личных целей в системе не отмечается.
Для зарегистрированных и авторизованных в информационной системе пользователей хозяйствующего субъекта, рекомендуем в начале работы, внести остатки пестицидов и агрохимикатов через раздел «Инвентаризация», затем в разделе «Применение» оформить акт применения – отразить перечень пестицидов и агрохимикатов, израсходованное их количество, указать места применения.
Перемещение партий пестицидов и агрохимикатов в Системе фиксируется накладными. Для отправки партии отправителю необходимо указать с какого склада будет списан груз, организацию получателя и склад получателя, после чего провести накладную. При проведении накладной у нее будет статус “в пути” до того момента, пока организация получатель не примет груз частично или полностью, или не откажется от получения. Таким образом, для организации отправителя данная накладная будет доступна в разделе реестра накладных “Исходящие”, а для организации получателя в разделе реестра накладных “Входящие”.
Все операции во ФГИС Сатурн лучше привязывать не столько к фактическим действиям, сколько к регистрации этих действий в вашей основной учетной системе.
Это уточнение необходимо для того, что бы понять момент начала отсчета периода времени в вопросе «сколько времени»
Ввести данные во ФГИС Сатурн рекомендуется в течении суток с момента когда вы провели документы в вашей учетной системе.
Пока вы не внесете сведения об отправке накладной — приемная сторона не может подтвердить переход прав (и ответственности) на пестициды и агрохимикаты. И затягивая ввод данных во ФГИС Сатурн вы создадите неудобства для вашего контрагента.
Согласно п. 15 Правил создания, развития и эксплуатации ФГИС ППА «Сатурн», утвержденных Постановлением № 828, регистрируемые лица, осуществляющие обращение пестицидов и агрохимикатов (за исключением применения), вносят сведения и информацию в информационную систему в течении 1 дня со дня получения информации об обращении партии пестицидов и агрохимикатов, а также в случае изменения указанной информации, при осуществлении применения пестицидов и агрохимикатов, вносят сведения и информацию в информационную систему не позднее, чем за 3 дня до проведения работ, связанных с применением пестицидов и агрохимикатов
Руководство по работе в системе находится в свободном доступе в сети «Интернет», на странице входа ФГИС ППА Сатурн (https://fgis-saturn.ru/), видео-обучение в официальном телеграмм — канале «ФГИС Сатурн».
7. Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, результатов оценки качества земель, состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определенного на основании проведенных почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПАСЕК И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА
Пчеловодство является важной отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением пчел для производства меда, пчелиного воска и другой продукции. К сожалению, участились случаи, когда пчелы и другие опылители, оказываются под угрозой из-за деятельности человека.
В последние десятилетия мировая популяция пчел сокращается из-за потери среды обитания, интенсивных методов ведения сельского хозяйства, изменения погоды и чрезмерного использования таких агрохимикатов, как пестициды. Это, в свою очередь, представляет угрозу для множества растений, имеющих жизненно важное значение для благополучия и средств к существованию человека. Для создания благоприятной экологической обстановки, недопущения случаев массовой гибели пчел, пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности.
У каждого пчеловода должны быть документы на пасеку, если их нет, то стоит задуматься о качестве продаваемого продукта.
— Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки — самый важный документ, должен быть у каждого пчеловода, в котором указываются:
— Место расположения пасеки;
— Ветеринарно-санитарное состояние пасеки и пчелиных семей;
— Лабораторные исследования пчелиного подмора и мёда;
— Эпизоотическое состояние пасеки (инфекционные заболевания);
— Лечебно-профилактические и дезинфекционные обработки.
— Ветеринарные свидетельства или справки – документы для реализации пчёл (форма №1), мёда (форма №2 или №4) и других продуктов пчеловодства: прополис, молочко маточное, пыльца и перга (форма №3);
— Справка о наличии личного подворья – содержит в себе информацию о наличии и численности пасеки.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 (далее – Классификатор), осуществление хозяйственной деятельности по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства разрешено, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях (код 1.12 Классификатора).
При этом улья и пчел также можно содержать в населенных пунктах и садоводческих товариществах. Об этом сказано в положениях, закрепленных Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Требования к условиям содержания пчел отражены в Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23.09.2021 №645 (начало действия документа — 01.03.2022, срок действия до 01.03.2028).
Территориальные управления Россельхознадзора осуществляют надзор за пасеками, также руководствуясь Ветеринарно-санитарными требованиями к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел. Они содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 №27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)».
Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационных системах Россельхознадзора «Цербер» и «Меркурий». Эти платформы производят сбор информации, которая помогает осуществлять надзор за хозяйствующими субъектами. Система «Меркурий» позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию.
Продукция пчеловодства, которую планируется вводить в оборот, подлежит обязательной сертификации, подразумевающей документальное подтверждение ее безопасности и качества. В случае, если речь идет о промышленном производстве, о какой-либо обработке товара, на такую продукцию необходимо оформлять декларацию о соответствии. Она выдается, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 №2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Если же продукт является на 100% натуральным, не прошедшим промышленную обработку, тогда декларация о соответствии на него не оформляется. В этом случае производитель должен получить ветеринарное свидетельство на продукцию, выдаваемое Россельхознадзором. Такой документ оформляется в системе «Меркурий». Он предоставляется после комплекса исследований товара в аккредитованных лабораториях на органолептические данные (вкус, цвет, консистенция), состав, кислотность, наличие примесей и т.д. Сертификат подтверждает, что продукция пчеловодства обладает должным качеством и безопасна для потребителя.
Ветеринарный сопроводительный документ должен быть оформлен и на продукцию промышленного производства.
К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства:
— имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели;
— содержащие натуральные или синтетические гормональные вещества.
Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать информацию о содержании в такой продукции пестицидов.
Для того, чтобы не допустить попадание на рынок некондиционных товаров, крупные представители этой отрасли подписали Кодекс добросовестных производителей, переработчиков и продавцов меда. Для фактического исполнения норм Кодекса и недопущения на рынок фальсификата было принято решение организовать Комиссию по исполнению Кодекса при Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). Участники Комиссии будут проводить регулярные мониторинги меда в торговых каналах и отрабатывать все случаи выявления фальсификата. Планируется, что к подписанию Кодекса и совместной работе по борьбе с фальсификатом присоединятся и торговые операторы.
Для тех пчеловодов, которые заинтересованы в экспорте производимых продуктов, следует помнить о следующих требованиях.
Согласно законодательству ЕАЭС, во время производства они должны придерживаться процедур, основанных на принципах ХАССП (система анализа опасных факторов и критических контрольных точек на производстве).
Продукция, производимая хозяйствующими субъектами и предназначенная для экспорта, должна соответствовать требованиям международных стандартов и пройти исследование в аккредитованных лабораториях, которые работают в информационной системе Россельхознадзора «Веста».
Пчеловоды также могут ввозить в Россию пчелосемьи из других стран. Для этого им необходимо получить разрешение на такую процедуру в территориальном управлении Россельхознадзора и иметь при перемещении пчел ветеринарные сопроводительные документы на них.
Контроль за деятельностью пчеловодов осуществляют государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации. В частности, владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности.
Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ.
Особенности правового регулирования отношений, возникающих в этой сфере, в том числе касающихся использования земель и земельных участков для пчеловодства, создания и эксплуатации пчеловодческой инфраструктуры определены Федеральным законом от 30.12.2020 №490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2020 №490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» для пчеловодства допускается использование земель сельскохозяйственного назначения и других земель, если осуществление пчеловодства допускается их режимом, а также использование земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельные участки в целях осуществления пчеловодства предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков в целях осуществления пчеловодства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Лесные участки в целях осуществления пчеловодства используются в соответствии с лесным законодательством.
Вниманию заинтересованных хозяйствующих субъектов, чья деятельность связана с обращением пестицидов и агрохимикатов на территории Омской области
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1067, Управление Россельхознадзора по Омской области продолжает консультировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в сфере обращения пестицидов и агрохимикатов в устной и письменной формах.
По интересующим вопросам, связанным с работой в ФГИС «Сатурн» можно обратиться к ответственным должностным лицам Управления Россельхознадзора по Омской области по адресу: г. Омск, ул. Степная, 220, кабинет № 207, или воспользоваться информацией, указанной ниже:
ФИО сотрудника | Должность | Контактные телефоны | Адрес электронной почты |
Никитина Татьяна Юрьевна | Государственный инспектор отдела государственного земельного надзора, контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов |
8(3812) 988-311, 988-522 | tu19-t.nikitina@fsvps.gov.ru |
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию